mamsel'
(элита)
12/09/2005 09:32
Re: Статья - Визуал, аудиал, кинестетик, дискрет - что это?



Все люди запоминают информацию по-разному. Так, те, кто получает информацию через слуховой канал, называются аудиалами. Визуал — это человек, воспринимающий большинство информации с помощью зрения, кинестетик — через другие ощущения (прикосновения, обоняние и т.п.). Есть также люди, у которых восприятие информации происходит путем логического осмысления, с помощью цифр, знаков, логических доказательств, — они называются дискретами. Однако такая категория людей встречается реже всего, а среди детей или даже школьников — особенно редко.

Учителя в школе, как правило, ориентированы на слуховой канал. Большинство информации подается на слух. Поэтому ребенок-визуал довольно плохо воспринимает школьную информацию. Хорошо, если на уроках учителя задействуют все каналы восприятия.

А чтобы распознать, какой канал восприятия и обработки информации является ведущим, достаточно понаблюдать за ребенком. Так, маленький визуал прежде всего запомнит цвет, форму, размер предмета. Если такому малышу подарят игрушку, он будет ее внимательно, со всех сторон рассматривать. Это именно те детки, которые любят рисовать, вырезать из цветной бумаги, лепить, составлять пазлы. У маленьких визуалов бурная и живая фантазия. Для таких детей очень важно, во что они одеты. Такой ребенок аккуратен и имеет свой собственный вкус. Для малыша-визуала может стать целой трагедией если он запачкает одежду или его насильно одевают в то, что ему не нравится. Прежде чем начать игру с другими ребятами, маленький визуал вначале постоит и внимательно понаблюдает, и только потом включится в игру. Люди-визуалы очень хорошо помнят, что видели. В то же время им тяжело даются словесные инструкции, они неоднократно переспрашивают задания. Если у вас дома растет маленький визуал, необходимо больше внимания уделить развитию его коммуникабельности и языка (обычно визуал мало говорит). Никогда не кричите маленькому визуалу В«глаза бы мои тебя не виделиВ», для них это самое тяжелое оскорбление.

Малыш-кинестетик воспринимает окружающий мир через прикосновения, движения. Он рано начинает ходить и физически развивается быстрее ровесников. Но ему чрезвычайно трудно усидеть на одном месте. В школе у детей-кинестетиков возникают проблемы с поведением, поскольку им трудно долго заниматься одним и тем же делом, им хочется бегать, прыгать и драться. Самыми несправедливыми словами на свете такие малыши считают фразу: В«Не трогай!В», ибо они познают мир именно через тактильные ощущения. Часто, когда учатся читать, водят пальцами по тексту. Во время разговора совершают множество движений и жестикулируют, стоят близко возле собеседника. Ребенка-кинестетика стоит чаще целовать и обнимать. Когда говорите малышу В«молодецВ», не забудьте погладить его по голове или обнять. В школе они учатся лучше, если обучение сопровождается практической работой.

Ребенок-аудиал воспринимает мир сквозь призму звуков. Такие малыши раньше своих ровесников начинают говорить и обладают большим словарным запасом. Аудиалы-дошколята любят слушать музыку и аудиосказки. Аудиалы чрезвычайно коммуникабельны, любят вести долгие разговоры и словесные споры. Даже когда малыш играет в одиночестве, он может говорить сам с собой непрерывно. В школе учатся хорошо и чрезвычайно восприимчивы к иностранным языкам, музыке. Не любят играть в подвижные игры, поскольку немного отстают от ровесников в моторных и зрительных навыках. Поэтому родителям стоит развивать у аудиалов моторные и визуальные способности.

Достаточно легко можно определить, кто ваш ребенок: аудиал, визуал, кинестетик — и соответственно выстраивать обучение, воспитание и игры. Важно использовать методы обучения, близкие ребенку. Так, разговаривая с аудиалом, используйте голосовые возможности: паузы, интонацию, громкость. Больше используйте аудиоматериалы. Если аудиал не слушается, то ему достаточно сказать: В«тихоВ» или В«ш-шшВ». Стоит помнить, что при выполнении домашнего задания ребенок-аудиал шевелит губами и говорит сам с собой.

Если ваш ребенок — визуал, то в разговоре стоит использовать слова, описывающие форму, цвет, структуру, местонахождение предмета. Разрешайте своему ребенку подчеркивать цветными ручками важные пункты в книге. Больше используйте наглядные пособия: таблицы, схемы, рисунки, слайды, как готовые, так и сделанные собственными руками. Если ребенок-визуал готовит домашнее задание или пишет контрольную в классе, ему жизненно необходимо иметь черновик, лист, на котором можно чертить, рисовать, записывать. Если школьник-визуал не слушается, ему достаточно погрозить пальцем или покачать головой.

Обучая кинестетика, следует объяснять материал медленно, использовать действия, жесты, прикосновения. Кинестетик может В«обыгрыватьВ» информацию. Помните, что ребенок-кинестетик — это больше практик, нежели теоретик. Если он выполняет домашнее задание, не требуйте от него неотрывного сидения за рабочим столом, неподвижность для такого ребенка В«смерти подобнаВ». Позволяйте малышу походить по комнате, подвигаться, попрыгать. Учителю, чтобы успокоить сорванца-кинестетика на уроке, нужно всего лишь подойти к нему и положить руку на плечо.

Следует также помнить, что В«чистыеВ» аудиалы, кинестетики и визуалы встречаются нечасто. В большинстве случаев это комбинация двух типов. Особенности восприятия также зависят от возраста: так, если малыши все тянут в рот, чтобы В«познакомиться с предметом поближеВ», то школьники чаще используют зрение и слух. Восприятие информации через определенный канал может иногда радикально меняться с возрастом, особенно вследствие психологической или физической травмы, но такие случаи единичны.

Если вы научитесь различать типы восприятия информации, это поможет вам лучше понимать других: собственных детей, родных, друзей, знакомых, сотрудников. Вот, к примеру, некоторые фразы, которые зачастую используют аудиалы: В«держать язык за зубамиВ», В«в одно ухо влетело, в другое вылетелоВ», В«слово за словоВ», В«это неслыханноВ», В«свистни, когда будешь готовВ». Фразу В«лучше один раз увидеть, чем сто раз услышатьВ» стопроцентно придумали визуалы. А еще люди этого типа восприятия часто употребляют словосочетания: В«смотреть сквозь розовые очкиВ», В«поживем — увидимВ», В«без тени сомненияВ», В«приглядеться друг к другуВ», В«я внимательно рассмотрю эту идеюВ», В«прояснить ситуациюВ», В«точка зренияВ» и т.д. Люди-кинестетики любят фразы: В«я свяжусь с вамиВ», В«я уловил эту идеюВ», В«пальцем не пошевелилВ», В«хладнокровный человекВ», В«места себе не находитВ», В«задержись на минутуВ», В«это касается...В», В«руки чешутсяВ», В«я его в порошок сотруВ», В«загорелся желаниемВ», В«схватил звезду с небаВ» и т. п...

И помните: между кинестетиками, аудиалами и визуалами могут возникать значительные недоразумения, поскольку у каждого из них — свой взгляд на окружающий мир, но все эти недоразумения легко преодолимы, стоит только захотеть.

http://www.zerkalo-nedeli.com/nn/show/520/48265/

***