mamsel'
(элита)
06/02/2006 22:14
Re: список игрушек

Какие игрушки нужны от 0 до 6 лет.

1. Первый год жизни


Младенчество – совершенно особый возраст, непохожий на все остальные. Младенец не умеет ходить, говорить, думать, и, конечно же, он ещё не умеет играть. Вместе с тем, младенец живёт вполне полноценной, хотя и весьма своеобразной внутренней жизнью, которая отнюдь не сводится к удовлетворению физиологических потребностей. Главное своеобразие младенческого возраста заключается в том, что все интересы, радости и трудности ребёнка связаны с близкими взрослыми и происходят в общении с ним. Именно в эмоциональном, непосредственном общении со взрослым происходит развитие ребёнка, закладываются основы его личности. Поэтому на первом году жизни главное для ребёнка – это достаточное по количеству и адекватное по качеству общение со взрослым. Поэтому в основу воспитания младенца должна ложиться правильная организация общения.
Первый год жизни – это наиболее интенсивный период развития человека. За первые 12 месяцев ребёнок осуществляет огромный скачок в своём развитии, в котором можно выделить 3 качественно различных периода.
Первый период - новорожденность – занимает первый месяц жизни ребёнка. В этот период организм младенца адаптируется к внешнему миру и настраивается на восприятие взрослого. Благодаря личностному, субъектному отношению взрослого и его индивиду¬альной обращённости к младенцу, в конце первого месяца появля¬ется зрительное сосредоточение на лице взрослого и обращённая к нему улыбка.
Второй период продолжается от 1 до 6 месяцев. В это время главной деятельностью младенца является непосредс¬твенно-эмоциональное общение со взрослым, в котором происходит интенсивное развитие личности и всех психических процессов ребёнка. В конце этого периода воз¬никают первые активные действия ребёнка, направленные на пред¬мет.
Третий период занимает вторую половину первого года жиз¬ни (примерно от 6 до 12 мес.). В этом возрасте у ребёнка формируется яркий интерес к предметам, он стремится активно манипулировать ими и на положе¬ние ведущей выходит манипулятивная деятельность с предметами. Общение со взрослым становится деловым – малышу нужны не только ласковые слова и внимание взрослого, но и игрушки и совместные игры.
Каждый из этих периодов требует своих игрушек. Остановимся на них подробнее.

Игрушки, способствующие социально-эмоциональному развитию

Известно что социально-эмоциональное развитие младенца осуществляется преимущественно в эмоциональном общении со взрослым (в том числе со старшими детьми). Очевидно, что никакая игрушка не способна заменить ребёнку близкого взрослого. Вместе с тем, уже с 2-х месяцев для младенца возможно и весьма полезно взаимодействие с «заместителем человека и животных».
Игрушки, обеспечивающие эту линию развития должны воспроизводить реальное лицо человека, по возможности привлекательное, выразительное или стилизованное.
Прежде всего это самые разные куклы определённого типа и размера. Например:

• Тряпичные – гибкие, (высота – 30 - 40см)
• Пластиковые – гибкие
• Кукла-неваляшка, со звуковым эффектом
• Кукла-голыш
• Красивая (можно фарфоровая) кукла в одежде.

Подходят также игрушки, передающие внешний облик животного или птицы – пластиковые или мягкие игрушки (собачка, кошка, мишка, петушок и др., в том числе со звуковым эффектом).
Очень хорошо подвешивать над кроваткой шарик с изображением лица или показывать такую же игрушку на стержне.
Естественно, младенцы до 6-7 мес. не играют с этими игрушками в прямом смысле слова и даже не берут их в руки, но сначала с помощью взрослого, а потом самостоятельно, они с удовольствием рассматривают их, и такое разглядывание приносит им явное удовольствие – они улыбаются, оживляются, гулят и пр. А это значит, что они воспринимают и узнают изображение лица, радуются этой встрече, что, безусловно, способствует их социально-эмоциональному развитию.


Игрушки, способствующие познавательному развитию

1) Развитие восприятия в младенческом возрасте осуществляется в процессе зрительного и слухового сосредоточения. Ребёнку, начиная с 2-х мес. обязательно нужно давать «пищу» для зрения и слуха, обогащать его жизнь чувственными впечатлениями. Для этого нужны яркие, динамичные предметы, вызывающие зрительное сосредоточение, удивление, интерес. Для младенцев первого полугодия это могут быть подвесные игрушки:

• объемные фигурки, погремушки
• карусель музыкальная с 3-4 различными игрушками
• колокольчики, бубенчики,
• «турничок»
Сначала малыши внимательно рассматривают эти предметы, прислушиваются к их звучанию. В 4-5 мес. они начинают специально тянутся к ним и вызывать их движение (или звук). Они как бы открывают свою возможность воздействовать на предметы и охотно ей пользуются. С возрастом их движения становятся всё более энергичными и целенаправленными – малыш с удовольствием стучит по погремушкам и наслаждается производимым эффектом. Постепенно глаз и рука ребёнка всё более согласовываются друг с другом. Во втором полугодии начинает развиваться сенсомоторная координация.

2) Сенсомоторная координация складывается на первом году жизни и предполагает согласованность восприятия и действия (руки и глаза). Формирование такой согласованности происходит в простых действиях (ребёнок хватает доступные предметы, стучит ими, трясет и катает, перемещает подвижные части. В конце второго полугодия действия становятся более сложными – ребёнок уже может вращать колёсики, перебирать пальчиками подвижные детали, открывать и закрывать простые коробочки, нажимать на кнопки, вкладывать и вынимать маленькие предметы. Для этих действий нужны легкие, удобные для захватывания и удержания, внешне привлекательные игрушки, блестящие, гладкие и ребристые и предметы, удобные для манипулирования

Для простых действий нужны:

• простые погремушки прозрачные и с перекатывающимися шариками
• цветные (жёсткие и мягкие) колокольчики для раскачивания
• геометрические формы: шары, кубы, – однотонные и цветные, блестящие (диаметр игрушки – 5-8 см).

Для более сложных действий (в 7-12 мес.) полезны игрушки, составленные из двух объектов, требующие координации рук:

• погремушки и игрушки с подвижными частями
• игрушки с кнопками, со звуковым или световым эффектом, с появлением фигурки
• игрушки комбинированные с липучкой и с зеркалом
• игрушки с наполнителем (горошком, шуршащей бумагой)
• желобок и шарик для скатывания
• открытые коробки с кубиками и шариками для вынимания и вкладывания
• коробки с крышкой
• стержень с 3-4 кольцами (диаметр отверстия в кольцах больше диаметра стержня по крайней мере в 2 раза больше диаметра стержня)
• игрушки-вкладыши (по 2–3 формочки с явными различиями в размерах).

Производя манипуляции с такими игрушками, малыш с радостью воспринимает производимый им эффект, что даёт ему чувство своей активности и самостоятельности. Кроме того, он подстраивает свою руку к форме и размерам вещей, учится действовать с ними и познаёт их свойства.

Игрушки, способствующие развитию моторики и движений.

Моторика младенца развиваются посредством передвижения предметов в пространстве (руками и ногами). Предметы, должны быть доступными по весу и размеру для младенца и безопасными по фактуре. Это могут быть:

• Мячи - резиновый, большой надувной; прозрачный и перекатывающимися внутри шариками; из мягкого материала с мелодией;
• Надувные цилиндры для отталкивания ножками
• Кольца и специальные игрушки для кусания
• Коврик многофункциональный с различными эффектами для восприятия, манипулирования и стимулирования ползания.

http://psytoys.ru/p292.html?frontsession=d00817c8eb586a41b249105615755633

2. 1-3 года

В конце первого года ребёнок приобретет стремление к самостоятельности и независимости. На втором году жизни взрослый становится для ребёнка не только источ¬ником внимания и доброжелательности, не только «поставщиком» самих предметов, но и образцом человеческих предметных действий. Общение со взрослым уже не сводится к прямой помощи или к де¬монстрации предметов. Теперь необходимо соучастие взрослого, выполне¬ние одного и того же дела. В ходе такого сотрудничества ребёнок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребёнка и, главное – новые способы действия с предметами. Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом передаёт способ действия с ним. Общение со взрослым протекает как бы на фоне практическо¬го взаимодействия с предметами.
Возникает новый тип ведущей деятельности ребёнка. Это уже не просто неспецифи¬ческие манипуляции с вещами, а предметная деятельность, свя¬занная с овладением культурными способами дейс¬твий с предметами. Предметная деятельность является ведущей потому, что она требует и обеспечивает развитие всех остальных сторон жизни ребёнка: внимания, памяти речи, наглядно-действенное и наглядно-образное мышления. Все эти важнейшие способности в данном возрасте лучше всего развиваются именно в процессе практических предметных действий.
Кроме того, действуя с предметами, ребёнок чувствует свою самостоятельность, независимость, уверенность в своих силах, что очень важно для развития его личности.
Очевидно, что для такой деятельности нужны специальные игрушки.

Игрушки, способствующие познавательному развитию ребёнка

Предметная деятельность, в которой в раннем возрасте происходит умственное и техническое развитие ребёнка, имеет несколько линий развития, среди которых:

• становление орудийных действий,
• развитие наглядно-действенного мышления,
• развитие познавательной активности
• формирование целенаправленности действий ребёнка.
Каждое из этих направлений предполагает специальные игровые материалы и особые характеристики игрушек.

1) Орудийные действия. Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода ребёнок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками. Особую роль в овладении предметным миром имеют орудийные действия. Они отличаются тем, что ребёнок подстраивает свою руку к какому-либо предмету-орудию. Такими предметами являются самые обычные бытовые вещи – ложки, чашки, расчёски, щёточки, карандаши и пр. Все они требуют совершенно определённых действий, которые нелегко даются малышу. Для овладения орудийными действиями, помимо реальных бытовых предметов, нужны игрушки, предполагающие культурные способы действий. Это главным образом уменьшенные аналоги реальных объектов:

• совочки, лопаточки,
• метелочки, грабельки
• сачки для «вылавливания» игрушек из ванны
• удочки с магнитом для «ловли рыбок»
• игрушечный телефон, часы, сумочка и пр.
• кукольная утварь, посуда, одежда, расчёски и пр.
Копая совочками или лопатками, пользуясь игрушечными щёточками или расчёсками, малыш не только тренирует свою руку, но и овладевает культурными способами использования предметов.

2) Наглядно-действенное мышление. Ребёнок раннего возраста познаёт окружающий мир в основном руками, т.е. наглядно-действенным способом. Для совершенствования наглядно-действенного мышления нужны игрушки, предусматривающие действия с несколькими однородными предметами разного размера или формы. По мере взросления ребёнка их количество должно возрастать. К этому типу относятся традиционные народные и автодидактические игрушки, т.е. сами подсказывающие способ игры. Это:

• Пирамидки, разнообразные по цвету, форме и материалу
• Вкладыши разной формы и размера для вкладывания и накладывания
• Матрёшки –3-4 местные
• «Коробки форм», т.е. игровые пособия для вкладывания в ячейки геометрических форм и предметных изображений
• Столики с отверстиями, колышки, цветочки для втыкания
• Крупные пазлы и мозаики
• Кубики крупные пластмассовые и деревянные
• Шнурок и бусины для нанизывания
• Народные игрушки с подвижными частями
• Желобок и шарик для скатывания.
Действуя с этими (и подобными) игрушками, малыш учится соотносить отдельные детали игрушек по их форме, величине, положению в пространстве. Таким образом, формируется его восприятие, и складываются представления о свойствах предметов.

3) Познавательная активность. Познавательная активность в раннем возрасте осуществляется и развивается главным образом в такой специфической деятельности как детское экспериментирование. Для осуществления этой деятельности нужны игрушки и пособия, предполагающие поиск и самостоятельное открытие новых способов действия, и сюрпризный момент. Это могут быть:

• Коробочки с секретом;
• Детские музыкальные центры;
• Механические игрушки;
• Клавишные игрушки;
• Игрушки с сюрпризом, требующие установление связи между своим движением и появлением чего-то нового
• Материалы для игр с водой и песком: брызгалки, формочки, совочки и пр.

4) Целеустремлённость и настойчивость. Формирование целеустремлённости и настойчивости ребёнка третьего года жизни осуществляется в простых продуктивных действиях, предполагающих представление о конечном результате. Ориентация на результат (цель) способствует становлению целенаправленности. Для осуществления подобных действий подходят следующие игрушки:

• Фигурные пирамидки, предполагающие создание какого-либо объекта – собачки, ёлочки, снеговика и пр.
• Пособия, предполагающие составление изображения из нескольких частей (кубики, разрезные картинки и др.)
• Составные игрушки – машинки, домики и пр.
• Строительные наборы, предполагающие действия по зрительному образцу
• Бусы для нанизывания
• Шнуровки и застёжки

Игрушки, способствующие социально-личностному развитию

Данное направление в раннем возрасте представлено главным образом развитием речи как основного средства общения, и процессуальной (предметной) игры, подготавливающей появление ролевой.
1) Речевое развитие. Очевидно, что развитие речи ребёнка осуществляется в живом общении со взрослым. Такое общение предполагает общее понимание и обозначение каких-либо объектов и событий. Соответственно, игровые пособия, способствующие речевому развитию, должны давать материалы для узнавания, понимания и называния каких-либо предметов, действий или сюжетов. Это могут быть:

• Картинки с изображением животных и людей
• Сюжетные картинки с изображением действий
• Наборы картинок с различным пространственным положением одних и тех же персонажей
• Элементарные виды детского домино и лото
• Последовательности картинок, изображающие сюжеты детских сказок
• Наборы фигур (деревянные или картонные), изображающие персонажи известных сказок
• Звукозапись (медленная и отчётливая) детских народных сказок
• Диафильмы
• Игрушечный телефон

2) Предметная (процессуальная) игра. Игра ребёнка раннего возраста осуществляется с реалистическими игрушками, моделирующими знакомые ребёнку предметы. Это, прежде всего куклы, среди которых могут быть:

• Тряпичные – гибкие, (высота – 30 - 40см).
• Пластиковые – гибкие
• Кукла-голыш с набором одежды
• Кукла в одежде
• Маленькие «пупсики» в разных позах

Для игры в куклы маленькому ребёнку нужна кукольная утварь, соответствующая размерам кукол:
• Набор кукольной посуды (плита, чайник, кастрюльки и пр.)
• Мебель и оборудование для кукол (кроватка, ванночка, стульчик)
• «Продукты питания» – наборы овощей, фруктов
• «Предметы гигиены» для кукол – расчёски, щётки, мыло и пр.
• Игрушечные животные – маленькие и средних размеров с выразительной внешностью
Наряду с реалистическими игрушками, для детской игры нужны предметы неопределённого назначения, способные стать предметами-заместителями. Например, шарики, колечки или брусочки разных цветов и размеров, кусочки ткани или паралона и пр.

Игровые пособия, способствующие физическому развитию

• Мячи (разных размеров)
• Обручи
• Спортивное оборудование для малышей (качели, горки, кольца, лесенки, швецкая стенка)
• Скамеечки для ходьбы
• Коврики с разной поверхностью


http://psytoys.ru/p293.html

3. 3 – 6 лет

Дошкольный возраст – это период формирования внутренней жизни ребёнка и его личности. Именно в этот период складывается образное мышление и воображение, возникает стремление «быть как взрослый» и подражать ему. Дошкольник начинает сознательно контролировать своё поведение и учится действовать правильно (по правилу). Это возраст интенсивного становления социальных потребностей и самосознания ребёнка, его отношения к другим людям и к самому себе. В этот период складываются первые моральные и этические представления ребёнка о добре и зле, красивом и некрасивом, хорошем и плохом. В целом, это возраст активного взросления ребёнка и его социального и личностного развития.

Игрушки, способствующие социально-личностному развитию

Эта главная для дошкольного возраста линия развития осуществляется главным образом в ведущей деятельности этого периода - сюжетно-ролевой игре. (Режиссерскую игру и драматизацию можно рассматривать как варианты творческой сюжетной игры). Именно в этой деятельности формируются такие важнейшие новообразования дошкольного возраста как воображение, произвольность, самосознание. Кроме того, в дошкольном возрасте начинается активное приобщение детей к жизни общества и формирование таких социально значимых качеств как толерантность и способность к просоциальным формам поведения. Каждая из этих способностей требует специфических форм игры и, следовательно, определённых игровых материалов.

1) Воображение. Воображение наиболее эффективно развивается в ролевой и режиссёрской игре. Для осуществления этих видов игры нужны:

• «признаковые» игрушки, открытые для фантазии ребенка, и допускающие различные названия и способ использования (способные служить заместителями разных предметов и персонажей)
• простые маленькие куколки (пупсики, солдатики)
• куклы неопределенного пола и возраста (без лица)
• пальчиковые куклы и куклы для театра
• мелкие фигурки животных (мягкие и пластичные)
• предметы неопределенного назначения (брусочки, шарики из разного материала, кусочки ткани)

2) Произвольность. Формирование и развитие произвольности осуществляется в ролевой игре и в играх с правилом. Для этих видов игр нужны:

• наборы кукол разного пола и размера
• кукольная мебель, посуда, одежда
• наборы для игры в доктора, парикмахера, магазин и пр.
• детали костюма и атрибуты, помогающие принять и удерживать игровую роль (халат и повязка врача, руль для машины, милицейская фуражка, красная шапочки и пр.)

• транспортные игрушки (грузовики, поезда, машинки, позволяющие что-то перевозить)
• куклы и утварь для игры в семью
• атрибуты для игры в парикмахера, доктора и пр.
• настольно-печатные игры
• дидактические игры разных видов, адекватные возрасту.
3) Общение. Очевидно, что общение происходит, прежде всего, с другими людьми – взрослыми и сверстниками. Однако, в дошкольном возрасте возможно (и достаточно распространено) общение с игрушкой, которая выступает как «партнёр» по общению. Это так называемые «Игрушки-подружки», способные стать любимыми. Таковыми могут стать куклы и животные с привлекательной внешностью и яркой индивидуальностью: плюшевые мишки, киски, собачки, куклы небольшого размера и с выразительной, художественной внешностью, удобные для действий ребёнка и легко «одушевляемые». Важные особенности такой игрушки (куклы и животного), – незавершённость, открытость для любых превращений, беспомощность, предполагающая заботу и уход со стороны ребенка, стимулирующие просоциальное поведение и помощь. Только в этом случае «игрушка-подружка» может стать не просто куклой, но вторым «Я», объектом заботы и партнёром по общению.

Помимо становления этих важнейших личностных качеств в дошкольном возрасте происходит интенсивное приобщение ребёнка к социальной жизни, которое осуществляется, во-первых, через участие в праздниках, принятых в нашей стране, а во-вторых, через знакомство с особенностями других народов (воспитание толерантности).

4) Приобщение к общественной жизни. Наиболее типичной для дошкольника формой приобщения к общественной жизни является участие в праздниках. Участие в праздниках связано с многочисленными праздничными атрибутами, к которым относятся:

• елочные украшения
• флажки, шарики
• свистки, трещотки
• колпачки, шляпки
• гирлянды и пр.
Весьма полезными могут быть также игрушки, отражающие различные моменты окружающей взрослой жизни:

• куклы в разных костюмах, соответствующих разным ситуациям
• атрибуты разных профессий и труда взрослых
• модели современных технических средств
• игрушечные машинки разных типов и др.

5) Толерантность и гуманное поведение. Воспитанию толерантности могут способствовать игрушки, моделирующие иной образ жизни. Это могут быть особенности внешности, обычаев и поведения людей, принадлежащих другим культурам, например:

• куклы, изображающие людей разных этнических групп
• костюмы разных народов
• игрушечная посуда и предметы быта, относящиеся к разным культурам и пр.

Воспитанию гуманного поведения способствует уход за куклой или игрушечным животным, которые осуществляются в режиссёрской и ролевой игре.

Игрушки и пособия, способствующие познавательному развитию

Познавательное развитие в дошкольном возрасте связано главным образом с совершенствованием восприятия (сенсорное воспитание дошкольника является важнейшей задачей во всех системах), развитием наглядно-образного мышления и становлением логического мышления. Каждое из этих направлений предполагает соответствующие виды действий с определёнными игровыми материалами.

1) Восприятие. Совершенствование восприятия происходит в процессе действий, требующих различения цвета, формы, величины предметов, например: подбор предметов с одинаковыми признаками, классификация и сериация по сенсорным признакам (цвету, форме, величине и др.). Для этих действий необходимы однотипные предметы или их изображение с ярко выраженным цветом, формой, величиной, допускающие действия ребенка с ними. Например:

• фигурки или картинки животных разных цветов (зайчики, собачки)
• коробки форм
• пазлы крупные
• однотипные фигурки разной величины (5-10 местные матрешки, кубики, пирамидки, мисочки и пр.)
• материалы Монтессори на зрительное и слуховое восприятие.

2) Наглядно-образное мышление. Наглядно-образное мышление наиболее успешно развивается в различных видах продуктивной деятельности дошкольника, таких как конструирование по замыслу и по условиям; лепка, аппликация, рисование, моделирование.

Для этих видов деятельности нужны игрушки и пособия, предполагающие создание осмысленного целого продукта из отдельных частей, а также ориентацию по плану или схеме. Это могут быть:

• разрезные картинки
• кубики с составными картинками
• строительные материалы и конструкторы (Лего)
• мозаики
• материалы для лепки аппликации, рисования
• дидактические игрушки
• лабиринты и пр.

3) Логическое мышление. Для развития логического мышления дошкольника необходимы следующие действия: выделение существенного признака, установление последовательности событий, выявление причинно-следственных связей.

Все эти действия в дошкольном возрасте можно осуществлять на материале:

• настольно-печатных игр
• предметных и сюжетных картинок
• головоломок.
Игровые пособия, способствующие физическому развитию

• Мячи (разных размеров)
• Обручи
• Кегли
• Спортивное оборудование для дошкольников (качели, горки, кольца, лесенки, швецкая стенка)
• Скамеечки для ходьбы
• Коврики с разной поверхностью
• Оборудование для тренировки меткости (дротики с мишенью) и пр.

http://psytoys.ru/p294.html