Снежинка
(старожил)
04/02/2006 23:49
Re:

Таня, меня понесло Я тебе дополню уже здесь– можно? (для непосвященных – продолжается дискуссия из Школьников – топик о взрослеющей дочке)
Счас растолковывала свои взгляды мужу – он все понял. Я это открыла это для себя, на самом деле, через своих студентов. Я заметила, что когда они относятся к тебе ЛИЧНОСТНО, эмоционально окрашено, то и лекции на ура, все воспринимается. То есть преподаватель должен существовать для них как Личность, как конкретный человек. Если этого нет – ничему не научить. А Макаренко? Ведь этот потрясающий педагог чувствовал, что его систему (а он создавал определенную систему: перспективы, отряды, трудотерапия и пр) нельзя просто перенять и предупреждал о том всех будущих Макаренков. Правильно. Его человеческая Личность – главный и неповторимый инструмент. Понимаешь, да?
Мы строим именно отношения с ребенком. Только через них он перенимает то, чему мы хотим его научить. Что сейчас есть между нами и нашими родителями ?– только общение. И вопрос какое. Вот чего я хотела бы и мечтаю – иметь понимающего, чуткого друга, просто близкого человека (все, что вкладываю в понятие – близкий человек) в лице своего ребенка. Это идеал. С уделом идеала. Мы все несовершенны. У нас самих разная чуткость, способность понимать, думать…. Ребенок вырастет и поймет это – он простит.
Но корни, корни-то нашего общения – именно сейчас и сегодня закладываются. Вот где простор для нас и родительские задачи. Общаться НА РАВНЫХ. Это же колоссальная мысль у Корчака. Я просто диву даюсь, как она не доходит до современных родителей.
Вот ты, например, хочешь общаться с интересным тебе человеком – и ты стараешься быть ему интересной, ищешь точки соприкосновений, даже до творческих идей доходишь… То же с ребенком. Думать и искать подходы к налаживанию простых человеческих отношений с ребенком – Другим человеком. Это и есть родительская задача.
Вот Маша (ЕМА) очень хорошо пишет о своих воспитательных процессах. Верю. Работает. Но больше верю в саму Машу. Ее энергия, жизнелюбие, активная позиция, принципиальность, честность, критичность – вот что в основе влияет на детей, «работает» на ее отношения с ними.
Вот Марине с Полинкой сложно с детками, потому как (осмелюсь предположить) скучно с ними, с маленькими, глупенькими, ничего еще не знающими, толком не умеющими. Не интересно. Так вот задача – найти интерес. Сложная задача. И лениво, и себя любим привычную, и еще что-то…. Да все мы такие, только в разных отношениях/ситуациях. Я решила для себя эту задачу так: через острое понимание-чувство, что не сегодня-завтра человечек начнет отдаляться от меня, что никогда больше он не будет любить меня так просто и доверительно, так всецело и нежно как сейчас…. Что он сейчас открывает много «впервые». Непосредственно. И это Удивительно для меня. Я вижу как он меняется и как я нужна ему…. Это мое решение непростой задачи «сидения с маленьким ребенком». Кому-то легче, кому-то сложнее во сто крат. Но попытаться, искать и искать свой подход к ребенку – может любой. Не получится сейчас, может быть в пять лет, в десять, в пятнадцать, в двадцать пять – никогда не поздно, пока человек живет. Я однажды попала в эпицентр одного конфликта мальчика-подростка с матерью (вырастившей его без мужа) и можно сказать видела как мучительно рождались их отношения, сколько всего ломалось…А сейчас, у них взрослых, – такие отношения, что позавидует любой.
Вот, Таня, все наши дискуссии сплелись в один узел. Ценность – это общение с ребенком. И его-то и надо созидать и беречь. Даже если мы совсем несовершенны, то и тогда, если мы любим и понимаем – мы можем очень многое. (а понять, на самом деле, не сложно, мы же взрослые и у всех есть опыт).

Я в последнее время "запала" на креативную психологию (психологию творчества) и вещаю на каждом углу о творческом подходе Пора мне на работу