Kaktus
(активный участник)
27/11/2005 00:14
Re: Ингермаландцы, финны…

Вообще существует легенда откуда произошли ингермаландцы. Женой Ярослава Мудрого была шведская принцесса Ингенгерда. В приданное ей был подарен народ, который по ее имени стал так называться. Это были крестьяне-финны. Не известно жили ли они здесь при этом дарении или же их переселили. Но факт, что уже с этих времен ингермаландцы живут на этих землях. Эта шведская принцесса перешла в православие(эх, забыла какое имя она приняла…, если не ошибаюсь – Анна), захоронена в Софийском соборе в Великом Новгороде. Я была у ее захоронения. Находится в дальней от входа правой части.

В общем ингермаландцев можно считать ответвлением финского народа. Язык народа инкери отличается от современного финского. Инкери сохранили старо-финский язык, плюс за века проживания вместе с русским народом пришло много русских слов в лексикон.

Немного истории:

«На территории Ингрии обитали и обитает множество народов финно-угорской семьи — ижорцы, карелы, вепсы, финны, водь и другие.

Ижора (ижоры, ижорцы). На сегодняшний день их численность составляет 449 человек. Расселены в западных районах Ленинградской области. В настоящее время значительно ассимилированы русскими.

Ингерманландские финны. Расселены в западной части Ленинградской области. На рубеже ХIХ-ХХ веков в экономическом плане были тесно связаны со столицей и восприняли многие формы городской культуры. В языке и культуре испытали определенное влияние соседнего русского населения. В 1930-х годах численность резко сократилась в результате репрессий по национальному признаку. Сейчас численность составляет 47,1 тысяч человек. Ингерманландские финны двуязычны, язык — ингерманландский и русский. Большинство исповедует лютеранскую веру.

Вепсы (чудь, чухари, кайваны). Численность 12.5 тысяч человек. Расселены в южной части Карелии, восточных районах Ленинградской и западных районах Вологодской области. До начала ХХ века сохраняли традиционные социальные институты и большую семью. Культура по своему типу близка к северно-русской. Язык вепсский, имеет три основных диалекта. Письменность создана на основе латиницы. Большинство вепсов — православные, сохранились пережитки языческих верований.

Водь. Этноним известен с ХI века. Традиционная водская культура испытала сильное влияние русской и ижорской культуры. Архаические формы традиционной одежды во второй половине ХIХ века заменены сарафанным комплексом. В настоящее время водская национальность практически ассимилирована.
Водский язык не имеет письменности, имеет два диалекта. В ХХ веке водь стала двуязычной. Большинство води — православные (с ХI века), однако в духовной культуре и быту вплоть до начала ХХ века сохранились пережитки дохристианских верований и обрядов (братчины).



Финно-угорские поселения были маленькими и были разбросаны по всему региону. Однако по сравнению с крупными, но немногочисленными славянскими городами их было намного больше. До сегодняшнего дня сохранились многие из древних названий. Наименования районов Петербурга Автово, Охта, городов Парголово, Кузьмолово являются ничем иным, как русифицированными финскими названиями древних сел Auttava, Aukta, Parkola, Kusmola и так далее. Многие до сих пор называют Заячий остров Emisaari.


К 1640 году лютеране составляли больше трети всего населения Ингрии. К концу 17 века население Ингрии равнялось 50-60 тыс человек. 70-75% составляли лютеране.” (В. И. Нусаев. Ингерманландский вопрос в ХХ веке. Санкт-Петербург 1999) Этим было положено начало выделения Ингрии как отдельной земли.
После захвата Ингрии Россией и основания Петербурга Петр Первый учредил Ингерманландскую губернию. “Древние русские земли, освобожденные от шведского владычества, вошли в 1708 году в состав Ингерманландской губернии” (Ленинградская область. Исторический очерк. Лениздат, 1986 г. Стр. 41).


Из-за долгой Северной войны многие города и селения ингерманландцев были разрушены, и коренное население потянулось в Петербург. “Много финнов, шведов, лифляндцев не могли оставаться в своих разрушенных и частично сгоревших городах и не имели другого выхода, как перебраться сюда большими партиями.”(Георги И.Г. Описание столичного города Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург, 1794. Стр. 273).
При резком росте русского населения численность инкери оставалась такой же, что привело к превращению коренного населения в национальное меньшинство. Начался процесс сливания инкери с русскими и финнами-суоми, которые тоже прибывали в город. По остальной территории Ингрии коренное население не преобладало, но и не стало меньшинством.


Пришлое население зачастую не могло понять смысла старых названий сел, островов, рек, и переиначивало их “на русский лад”. Село Ауттава было превращено в Автово, село Кеттеле — в более понятное “Котлы”, и так далее. Из-за доминирования русского языка коренные народы лишались возможности говорить на своих. Разве только в деревнях сохранялась чистая разговорная речь инкери. Но там, где она сохранилась, на ингерманландском говорили вплоть до середины ХХ века.!!!!


23 апреля 1917 года общество Soitthu (Факел) провело первый съезд ингерманландских финнов. На этом съезде было принято решение об образовании на финском языке. Идея автономии становилась реальной. После октябрьской революции, 29 сентября, был созван второй съезд “Факела”, избравший кандидатов в Учередительное Собрание.


“27 июня 1919 года Северо-Ингерманландский полк подполковника Юрье Эльфенгрена (580 бойцов) <...> занял поселки Кирьясало, Киккулайнен, Лемболово, Васкелово, подошел к деревне Куйвози и станции Грузино” (“Посев” №3 1997 Стр. 50). Кирьясало стал новой столицей нового государства Северная Ингрия.
“Поселок стал столицей свободной Северной Ингермаландии. Полноту власти взяла на себя временная комиссия Северной Ингермаландии. Выпускались почтовые марки <...> Были введены собственные военные награды — Крест Белой Стены и Крест Участника Освободительной Войны. Но на юге Юденич потерпел поражение, и шансы обрести независимость таяли. Финляндия перестала помогать Северной Ингрии. Северо-Ингермаландский полк был выведен в Финляндию и расформирован. Советские войска вошли в Кирьясало, национальный флаг был спущен, а все население поселка ушло за границу. В Суоми их встречали как героев — с цветами и прохождением под триумфальной аркой...

Впрочем, этот незначительный с точки зрения Советской России факт практически не повлиял на отношение властей к коренному населению.
Ингрии действовало 282 финских школы, было образовано несколько национальных округов.


В годы сталинских репрессий о Северной Ингрии быстро вспомнили, и большую часть оставшихся в России ингерманландцев депортировали в район устья. В городе и области осталась едва ли десятая часть всего коренного населения. Из-за статуса “нацменов” жить в Ленинграде инкери было трудно. За малейшие провинности их могли выслать вслед за остальными.


Ингермаладские финны во время войны подвергались гонениям со всех сторон: как немецкой, так и советской. Инкери, перенесшие блокадную зиму и вместе со всеми ленинградцами участвовавшие в обороне родного города, погружены в эшелоны и отправлены в неизвестном направлении. Жители южной и западной Ингрии, оказавшиеся в зоне нацистской оккупации, были изгнаны из своих домов и отправлены в концлагерь Клоога в Эстонии.” (“Посев”, №3 1997 “Ингрия в огне” стр. 51).


Ингерманландская тема была “нежелательной” вплоть до перестройки. Только в 1989 году возник союз “Inkerin Liito” — Ингерманландский Союз, а также несколько других организаций инкери. Те, кого депортировали в годы сталинских репрессий, получили право вернуться на родину. Но после всех событий ингермаландцев в Ленинградской области осталось очень мало. Но несмотря на малое количество, не следует забывать, что инкери — коренной народ, владевший этой землей задолго до основания Санкт-Петербурга.


Несколько лет назад одним ученым была защищена диссертация, доказавшая, что петербуржцев можно считать национальностью. Несомненно, что вековое смешение народов Ингрии — новгородцев, русских, ижорцев и инкери — получило новую нацию, пусть не столь явную, как те же инкери, но тожее имеющую право на существование.


История коренных народов Ингрии непроста. После относительного благополучия при Новгородской Республике на десять веков наступило время притеснений и гонений. Как при шведах, так и при Российской Империи право на самоопределение народа инкери отрицалось. Ингерманландский язык был запрещен, искусственно увеличивалось количество русского населения — негоже столице Руси быть нерусской, инкери презрительно называли “чухонцами”. По существу, с инкери и другими народами поступили как с американскими индейцами — планомерно уничтожалось их право на их исконную землю и язык. Вгоды сталинских репрессий множество ингерманландцев было уничтожено физически или сослано в “резервации”. Во время Мировой войны инкери отправляли в концлагеря как Советы, так и гитлеровская Германия. Единственный раз ингерманландские финны образовали независимое государство — и оно просуществовало всего год.

Пусть до основания Санкт-Петербурга в Ингрии жило 60 тысяч человек, но инкери среди них было 55 тысяч.»


Еще версия формирования населения Ингрии:

«Опустошенная войной страна была не нужна шведам, и тогда король Густаф 2 Адольф, а потом его дочь Христина задумали переселить сюда крестьян из Финляндии. Климат в Ингрии был помягче, чем на их родине, земля – плодородней, к тому же, немалого стоило освобождение от воинской повинности. И десятки тысяч финнов-лютеран переселяются на берега Невы. Это предки нынешних этнических ингерманландцев»



В общем это коротенькая историческая справка. Но я больше люблю не сухие факты, а историю в лицах. Мне интересней вырисовывать общую картину из судеб отдельных людей. Я уже много раз беседовала со старушками-ингерманландками. Их судьбы похожи, но от этого интерес не ослабевает.

Но почему то народ с форума не отзывается…



Пысы. Посмотрела, действительно в исторических источниках на русском языке пишется ингермаНландцы.


пыпысы. сори, что так много получилось . Интересно хоть кто-нибудь дочитает до конца?